Интересно сравнить два фильма. Режиссеров не знаю, так что кто из них на какую идеологию работает, не скажу, но из фильмов и так все видно.

Пушкин. Последняя Дуэль.

Вездесущий Безруков, как всегда, опошлил светлый образ поэта. Грустно, но уже не удивляет. Удивляет трактовка событий и повешенные ярлыки. Дантес - гей, Пушкин - воплощение православности, царь - спасение наше, молиться на него надо. А главная интрига раскрывается в разговоре некоего лица с Лермонтовым, который комичен до безобразия:

Лермонтов: Что ж такое творится?!
Носитель инстины: Это все запад гнилой! А дальше знаешь что? Интервенция!
Лермонтов: Ой, блин! Ну тогда пойду убью Дантеса.


Что характерно, далее Лермонтову говорят, что как так, его за убийство на запад, а тебя за стишки на Кавказ. Звучит такая нотка тоскливая, что лучше бы на гнилой запад, чем за родину помирать...

Из пламя и света

Фильм про Лермонтова, четко по книге Герштейн. Затянуто и недраматично, и лучше смотрится после книги, когда все намеки понимаешь и весь контекст. Любовную линию фтопку, а то нелогично - сказал "я так счастлив" и пошел нарываться на пулю. Но зато никакую православно-самодержавную идею донести до нас не пытались, за что большое спасибо. А Юрий Чурсин в роли Лермонтова вполне так прекрасен.